Вопреки бытующему мнению о том, что продать можно только очень оригинальное и потенциально выгодное изобретение, мы зачастую сталкиваемся с обратной ситуацией. В нашей практике мы встречали многие компании, которые работают на запатентованных технологиях, которые уже давно устарели, однако продолжают выплачивать ежегодные роялти патентообладателям и оформлять новые лицензионные договора на такие же устаревшие изобретения. А новые и прогрессивные разработки так и остаются, не востребованы.
Это происходит потому, что большинство крупных компаний в России, предпочитают покупать зарубежную запатентованную технологию, зарекомендовавшую себя на рынке и успешно рекламируемую. Такой подход основан в значительной степени на консерватизме таких предприятий и бюрократической системе, не готовой быстро перестраиваться для внедрения новых технологий. Конверт, с предложением о продаже нового изобретения в такую организацию, с большей вероятностью останется лежать так и не распечатанным или в лучшем случае запрос удостоится формальной отписки.
Малый и средний бизнес в России – вот основные покупатели патентов, но к сожалению это происходит редко, и зачастую по причине самих патентообладателей:
Во первых, из за слабой информируемости (так как у производителей нет возможности получать данные о новых изобретениях в специализированных областях деятельности). Описание патентов опубликовываются в основном на сайтах, касающихся патентования, а не в изданиях профессиональной направленности производителя. А если производитель и зашёл на такой интернет ресурс, то изучать каждое описание, состоящее из нескольких страниц технического текста, не представляется возможным. И нет смысла искать то, не зная что. Если есть заинтересованность в продаже интеллектуальной собственности, то патентообладатель, должен сам искать покупателя, а не ждать, когда из огромного числа изобретений, заинтересованное лицо найдёт его и предложит нужную цену.
Во вторых, российские изобретатели в большинстве случаев переоценивают свою интеллектуальную собственность. Во всём мире известно, что самые талантливые учёные и изобретатели – проживающее, или выходцы из России. Поэтому когда приходит к российскому производителю предложение о покупке изобретения за 500 000 €, он крутит пальцем у виска и ищет местного «Кулибина», которому платит 500 000 рублей, чтобы тот улучшил патент и внедряет его в своё производство.
В третьих, большинство изобретателей патентуют изобретение только на территории своего государства, игнорируя при этом международное патентование, совершая, таким образом, большую ошибку. Ведь приступать к зарубежному патентованию возможно только в течение 12 месяцев с момента первичной подачи заявки. Многие предприниматели уделяют возможности патентования за рубежом, особое внимание, и принимают решение о покупке, основываясь на целостной защите. Стоит заметить, что подача международной заявки РСТ, которая даёт охрану почти на 190 стран сроком на 3 года, оценивается не так дорого, однако обеспечивает полную защиту изобретения и увеличивает привлекаемость патента в разы.
Малый и средний бизнес, при выполнении ряда условиях, являются самыми вероятными потенциальными покупателями новых технологий. В связи с огромной конкуренцией на рынке, задача каждого производителя сводится: к снижению себестоимости, повышению качества и внедрение нового. В чём и может помочь запатентованное изобретение. А небольшие размеры производства, позволят быстро переориентироваться и тем самым обеспечить конкурентные преимущества на рынке.
Поэтому для реализации поставленной задачи по продаже интеллектуальной собственности, требуется донести до максимального количества потенциальных покупателей необходимую информацию, и представить её таким образом, чтобы не оставалось никаких сомнений в нужности изобретения.